ГлавнаяПресс-центрПресс-релизы

Интервью CEO "Синергии" А.Мечетина газете "Коммерсантъ"

22.07.2016«И в нашей индустрии есть процесс импортозамещения»

В России вновь растет производство водки: в апреле и мае объемы ее выпуска увеличивались сразу на треть. Председатель правления «Синергии» АЛЕКСАНДР МЕЧЕТИН объясняет это не только легализацией рынка, но и сокращением спроса на подорожавший из-за девальвации рубля импортный алкоголь. О том, чего еще не хватает отрасли, чтобы отвоевать утраченные позиции, он рассказал в интервью “Ъ”.

— Можно ли говорить о восстановлении рынка водки?

— Да. В последние четыре года рынок легальной водки стабильно уменьшался. Сначала он составлял 100 млн дал, потом 80, потом 70, и, наконец, в прошлом году достиг исторического за последние десятки лет минимума — 60 с небольшим миллионов декалитров. При этом потребление хоть и показывало определенное снижение, но, безусловно, не до таких объемов. То есть фактически часть объемов легальных производителей была замещена нелегальным потреблением — контрафактной продукцией, самогоноварением либо еще чем-то. Что касается этого года, действительно первый квартал показал некоторую стабилизацию. А с апреля мы уже увидели значительный рост по статистике как производства, так и продаж. В апреле легальные производители увеличили отгрузки более чем на 20% по сравнению с прошлым годом, тем самым обеспечив примерно 5–6% роста за период январь—апрель. Это говорит, конечно, об оживлении, о стабилизации рынка.

— Что этому способствовало?

— С одной стороны, мы видим, что акциз в последние два года стабилизировался на уровне 500 руб. за литр. Это означает, что цена на водку становится все более и более приемлема для конечного потребителя. Второй момент — это то, что и в нашей индустрии есть процесс импортозамещения. Он связан с тем, что девальвация рубля сказалась на уровне цен, по которым предлагают всю продукцию импортеры. По статистике прошлого года мы видим, что импорт фактически сократился на 30%, все основные категории — виски, коньяк, импортная водка — снизились на 25–50%, прежде всего из-за резкого роста цен. Конечно, потребитель не готов к этому, и он мигрирует в более традиционные категории, которыми являются водка и ликеро-водочные изделия российского производства. То же самое можно сказать и про импортное вино: резкое снижение объемов продаж по импорту, около 30%. Кроме этого, в последнее время можно отметить значительные усилия государства по стабилизации ситуации на рынке водки и ликероводочных изделий (ЛВИ). Прежде всего, Минфин ведет последовательную борьбу за рост собираемости налогов. И мы видим, что это вылилось в борьбу с разными серыми схемами. Как результат, за январь—апрель идет значительный рост по платежам в бюджет от производителей водки и ЛВИ. Нелегальный рынок составляет примерно 40% потребления, соответственно, возможности наращивания доходов для бюджета государства в этой области есть, и они значительны. Мы выросли в январе—апреле более чем на 20%, наверное, в силу того, что мы работаем во всех сегментах — от среднеценового до премиального. И если потребители с виски переключаются на Beluga, то, наверное, в среднеценовом сегменте они с какой-то менее качественной продукции переходят на нашу «Беленькую».

— Подчинение Росалкогольрегулирования (РАР) Минфину в начале года тоже сыграло положительную роль в борьбе с нелегальным рынком?

— Да, это сыграло однозначно позитивную роль. Здесь нужно учитывать, что именно Минфин теперь является ответственным за сбор налогов. А все, что связано с акцизной политикой, играет ключевую роль на алкогольном рынке. И если РАР, Минфин и ФНС не работают синхронно, то это создает лазейки для недобросовестных производителей. Когда эти ведомства работают совместно и в дополнение привлекают правоохранительные органы, мы, безусловно, видим результат.

— Ваши коллеги из Roust в своих отчетах писали, что фактором, влияющим на сокращение легального рынка в 2015 году, была агрессивная политика компании «Статус-групп», которая продавала нелегально произведенную водку в нижнем ценовом сегменте. В текущем году эта компания и производящие для нее водку заводы подверглись проверкам, после чего доля ее продукции начала снижаться. Вы от этого почувствовали эффект?

— Я бы не стал обсуждать конкретных игроков. В целом мы видим, что на рынке происходят серьезные изменения, которые приведут к позитивным результатам для государства в виде роста акцизов, для общества — в виде контролируемого качества продукции, ну и для производителей, которые получат более справедливые бизнес-условия.

Подробнее:http://kommersant.ru/doc/3043924

 

Вернуться к списку